Цели и объекты.

Предположим, завтра вам предстоит куда-то пойти. Там, конечно, придется общаться с разными людьми. Понятно, что вам накануне надо отдохнуть и расслабиться. И, тем не менее, все-таки следует немного подготовиться к предстоящему визиту. Задайте сами себе вопрос: зачем я туда иду, какие цели я могу себе поставить на завтра? Даже если у вас и нет конкретных целей, все равно неплохо представить себе, чего вы можете достичь завтрашней встречей или хотя бы какие цели для вас просто исключены.

Цели могут быть следующими:

деловая (найти партнера, врача, няню, спонсора, кредитора, получить заказ, информацию, выйти на нужных людей и т.д.);
личная (найти мужа, подругу, пообщаться с родными или друзьями, принять участие в семейном или дружеском событии -  свадьбе, юбилее и т.д.);
развлекательная (расслабиться, отвлечься, посмотреть концерт, фильм и т.д.);
пассивная или « чужая» (сопровождать начальника, друга, то есть быть «витриной» или « довеском» к основному действующему лицу).

Понятно, что выбирать собеседников вы будете в зависимости от поставленных целей и от вашей роли на предстоящей встрече. Кстати, в действительности любой выход в свет всегда имеет свою цель, только человек не всегда осознает это, не всегда задумывается о цели своего похода. И, тем не менее, эта цель сидит где-то в вашем подсознании, и вам нужно вынуть ее оттуда  и перевести  на уровень осознанной потребности, сформулировать ее для себя. Такая постановка цели займет совсем немного времени и не помешает вам отдохнуть и расслабиться, даже если завтра предстоит важное для вас событие. Если же целей несколько, то надо определить их приоритет и стараться  прежде всего достичь самой главной из них.

Для успешного общения важно не только представлять себе, для чего именно вам нужна предстоящая встреча, но и сориентироваться в том, какие потенциальные собеседники вас окружают, а затем выбирать из них тех, с кем необходимо или хочется пообщаться в первую очередь. Поэтому на следующий день, когда вы появитесь в обществе, постарайтесь быстро и незаметно оценить присутствующих именно как объекты общения с точки зрения поставленных перед собой целей.

Окружающих нас потенциальных собеседников можно разделить на следующие типы:

ребенок, подросток;
старик (старуха);
мужчина;
женщина.

  Понятно, что такая классификация не отличается ни научностью, ни последовательностью, так как в ней смешаны разные принципы, однако она вполне годиться для наших чисто практических целей.

Из перечисленных типов самыми собеседниками являются дети и старики, правда, по диаметрально противоположным причинам: детей и подростков очень трудно разговорить, а стариков, наоборот, очень трудно остановить, особенно когда они зациклены на своем здоровье, ведь правильно говорят: у кого что болит, тот о том и говорит.

Действительно, дети – очень трудные собеседники. С детьми трудно – потому что взрослые им надоели с двумя-тремя одними и теми же стандартными вопросами: да как тебя зовут, да сколько тебе лет, в каком ты классе, как учишься? К тому же у взрослых очень мало общих тем и интересов с детьми и подростками, а молодежь обычно совсем не умеет общаться со взрослыми и дипломатично поддерживать беседу. Кроме того, подростки, как правило, очень болезненно относятся к воображаемым попыткам взрослых проникнуть в их внутренний мир. В случае необходимости общения с детьми можно только посоветовать вам заинтересовать их и вызвать на разговор демонстрацией их собственных интересов и талантов.

Только постарайтесь остаться естественными и говорить своим обычным  голосом, так как дети терпеть не могут сюсюканья, прекрасно его слышат и просто презирают сюсюкающих собеседников, хотя и стараются этого не показывать.

Что касается стариков, то очень часто любимой темой их разговоров являются здоровье, самочувствие, лекарства и т.п. если у вас родственная встреча, то вам придется это терпеть и поддерживать подобные нескончаемые разговоры. При этом надо учесть, что старики часто слышат, хотя обычно и стараются скрыть это. Поэтому, говоря с ними, старайтесь говорить громче, как можно четче, и притом так, чтобы собеседник видел ваши губы. Старайтесь также не стоять далеко от собеседника – это нужно, с одной стороны, чтобы собеседник лучше вас слышал, а с другой – чтобы не мешать окружающим слишком громкими, да еще и нудными разговорами.

Кроме здоровья, есть и ряд других, пригодных для разговора со старыми людьми. При этом имеется некоторое различие в темах между женщинами и мужчинами. Понятно, что старым людям приятно вспоминать молодость, свои былые успехи, взлеты профессиональной карьеры (для мужчин), успехи у противоположного пола (чаще - для женщин) и т.д.

Учтите, конечно, что далеко не все старики – нытики и маразматики. Нередко они сохраняют интеллект и живой ум до глубокой старости и являются прекрасными собеседниками, живыми свидетелями истории, которые могут вам рассказать много интересного, чего вы никогда не узнаете от молодых людей. Цените их по достоинству и не упускайте такой возможности – ведь в следующий раз она может не представиться.

 



Типы личностей и темы для разговоров.

Наиболее интересными собеседниками являются, конечно, люди зрелого возраста, достигшие определенных профессиональных высот, сформировавшихся как личности, образованные, воспитанные, эрудированные, коммуникабельные. Встретить таких собеседников -  определенная удача, однако перед вами встает другая задача т.е. необходимость соответствовать их уровню и самому быть интересным собеседником для них.

Таких собеседников, прежде всего надо разделить на мужчин и женщин и определить,  с кем вам интереснее общаться при прочих равных условиях. Наверное, это зависит от вашего собственного пола и отношения к противоположному.

Женщины в основном относятся к двум типам – профессионально состоявшимся и домохозяйкам. Понятно, что домохозяек могут интересовать темы, близкие к темам для пожилых и детей. А вот деловые дамы совсем не хуже, чем деловые мужчины (и очень часто даже лучше), могут говорить на свои профессиональные темы. Если вас интересуют такие разговоры, постарайтесь заранее узнать или даже догадаться, кто из присутствующих врач, кто военный, юрист, чиновник, политик и т.д.и с кем именно вам будет легче поддерживать разговор. Если предлагается застолье, постарайтесь сесть рядом именно с этим человеком.

Социальный статус и профессия человека далеко не всегда говорят о широте его интересов. Любой высококлассный специалист  в какой-то области может оказаться просто никаким собеседником как из-за своего замкнутого характера, так в силу невероятного ограничения интересов только своей узкопрофессиональной областью.

О широте интересов любого человека независимо от его образовательного и профессионального уровня очень хорошо говорит притча о Петре первом и мужиках, перевозящих камни для строительства Исаакиевского собора.

Для того чтобы выбрать собеседника, облегчить общение и по возможности  избежать неприятных неожиданностей, вам при всем прочем надо будет учитывать также и психологические особенности собеседника. Понятно, конечно, что вы не профессиональный психолог или психотерапевт, однако ведь каждый из нас при первом общении нередко сразу же составляет представление о характере другого человека, выделяя одну- две- три его доминантных черты, например:

зануда, педант,
маменькин сынок, белоручка,
надменный, самовлюбленный,
надутый, замкнутый,
серьезный, деловой и т.д.
красивая, самоуверенная,
домашняя, хозяйственная, добрая,
тупая, неинтересная,
деловая, хваткая,
эгоистичная.
Разумеется, такой психологический экспресс-анализ присутствующих поверхностен и может быть ошибочным, однако для наших целей он вполне пригоден, тем более что у нас нет другого пути составить себе представление о собеседниках, которых мы видим первый раз. Чем старше и опытней человек, чем больше ему приходилось работать с людьми, тем более точный портрет окружающих он может составить.

По этому аспекту типа личности собеседника очень интересно провести небольшие и довольно увлекательные «домашние» тренировки. Так, например, можно попросить своих близких знакомых или родственников показать вам фотопортреты их друзей, коллег. Глядя на портреты незнакомых вам людей, постарайтесь дать психологический  экспресс-анализ человека, выделив две-три главные черты, а потом сверьте ваши наблюдения с мнением человека, который хорошо знает того, кто изображен на фотографии.

Учтите, конечно, что помимо пола, возраста, круга интересов и т.д., оценивая потенциального собеседника, вы должны по возможности учесть и его эмоциональное состояние. Если человек чем-то сильно расстроен, крепко выпил, разъярен, находиться в состоянии аффекта, истерии, вдохновения или же у него, например, болит зуб, то вряд ли он окажется для вас подходящим собеседником.

Как  мы видим, у нас выявился довольно широкий круг тем для общения с самыми разными собеседниками. Однако темы эти далеко не равноценные. Их можно разделить на следующие категории:

1.      запретные (или почти запретные),

2.      ограниченные,

3.      свободные (благоприятные).

Как правило, чем ближе люди друг другу, тем меньше  число запретных тем, и наоборот.

К запретным темам в первую очередь относятся следующие: чужие личные дела, секреты, недостатки, промахи, пороки - как присутствующих, так и отсутствующих людей. Во-первых, это просто неприлично, а во-вторых, может иметь нежелательные последствия. Вам совсем ни к чему наживать себе врагов и оправдываться перед другими за слова, сказанные по неосторожности и без злого умысла.

К этой теме также лучше отнести политику и семью, но если вы уверенны в точке зрения партнера и он сам затрагивает ее, то ее можно вполне обсудить, не задавая глубоко личные вопросы.

Не стоит также говорить о погоде и нарядах . Такие темы годятся  только в самом крайнем случае, когда уж совсем нечего сказать, а собеседник исключительно неинтересен как личность.

К ограниченным темам  стоит отнести следующие:

·        здоровье,

·        узкопрофессиональные,

·        высокоинтеллектуальные.

Потому что о здоровье говорить нудно (хотя иногда и приходится). А узкопрофессиональные чаще всего неинтересны для большинства присутствующих, и они не смогут их поддержать. Высокоинтеллектуальные часто «напрягают» собеседников, они могут не «потянуть» и поэтому чувствовать себя сконфуженными. К тому же если вы женщина, то вам лучше не казаться слишком умной, тогда вы вызовете больше симпатий, как у мужчин, так и у женщин.

К благоприятным темам относятся следующие:
профессиональные успехи собеседника,
элементы его или вашей биографии,
воспоминания,
дача,
ремонт, строительство,
юность, детство,
дети, животные.
http://phsihology.gym102.edusite.ru/p13aa1.html